Планирование в проектной технологии
Планированию образовательного процесса уделяется значительное место в работе педагога. План, по сути, это некая траектория развития детей группы и каждого ребенка в отдельности. Без тщательного планирования, основанного на конкретной ситуации развития детей группы, их потребностях, интересах и возможностях, образовательный процесс будет хаотичным, а значит малоэффективным. Не секрет, что не все педагоги ответственно подходят к процессу планирования: зачастую планирование (осуществляемое на бумажном или электронном носителе) не совпадает с реалиями организации образовательного процесса в группе. Причинами такого положения являются следующие факторы: 1. Формальный подход педагога к планированию (когда в качестве результата педагог видит наличие самого плана) 2. Невозможность следовать плану ввиду непредвиденных событий (тех, которые педагог не может спланировать заранее, например, неожиданно возникшие ситуации, интересы или идеи детей) Проектное обучение и воспитание предполагает совершенно иной подход к планированию. План при таком обучении – это форма фиксации педагогом собственных педагогических задач и основных путей их реализации. Организация образовательного процесса в форме проектного обучения дает педагогу богатую почву для творчества. Проект не загоняет педагога в строгие рамки программы, позволяет планировать и выбирать такие формы и виды деятельности, которые свойственны и интересны конкретным детям, конкретной группы, в конкретный период времени. НО! Чтобы такая свобода не увела педагога от решения конкретных образовательных задач каждого возрастного периода (конкретизированных с учетом индивидуальных особенностей детей группы), педагогу необходимо хорошо знать и ориентироваться в этих задачах. Поэтому каждый образовательный проект необходимо рассматривать как базу (тематическое поле) для решения образовательных задач по всем направлениям развития детей. Поэтому педагог обязательно составляет План образовательного проекта (Приложение 2). План педагогом составляется после этапа совместного планирования, когда педагогу известны инициативы детей. Итак, отправной точкой проекта является его совместное планирование. В ходе активного обсуждения идей дети и взрослые вырабатывают совместный план действий. Это ответственная часть работы, поэтому и вопросы педагога звучат по-деловому. Вопросы можно адресовать группе детей, а можно задать лично ребенку, не проявившему пока инициативы. Но не надо давить на детей, особенно на замкнутых, застенчивых. Возможен и вариант, что тема ребенком еще не принята, но может случиться так, что он подхватит ее на этапе выполнения деятельности.
На какие интересные вопросы мы решили найти ответы? Что ты хочешь сделать? В каком центре можно заняться этой работой? Какие инструменты тебе могут понадобиться? С чего нам начать работу? (С чего ты начнешь?) Сколько нужно времени чтобы выполнить все запланированное? Выслушиваем и наглядно фиксируем все идеи детей в таблице (Приложение 3). Как правило, на первый день начала темы, она не будет спланирована полностью. Задача воспитателя, других сотрудников детского сада, родителей, - дополнить идеи детей, подобрать разнообразные материалы для реализации идей в разных центрах активности: книги, игры и игрушки, задания, ориентированные на разный возраст, разную степень сложности и интересы детей группы. От того, насколько разнообразно будет обеспечена тема материалами, соответствующими разному возрасту, разным интересам детей, во многом зависит самостоятельность работы в центрах, и однозначно зависит длительность работы по теме. Так как выбранная тема «работает» в группе от нескольких дней до месяца и больше (насколько хватает интереса у детей, идей и ресурсов у взрослых), то в последующие дни воспитатель предлагает детям дополнять план: «У кого из вас появились новые идеи? Что еще можно сделать в центрах?».
Планированию образовательного процесса уделяется значительное место в работе педагога. План, по сути, это некая траектория развития детей группы и каждого ребенка в отдельности. Без тщательного планирования, основанного на конкретной ситуации развития детей группы, их потребностях, интересах и возможностях, образовательный процесс будет хаотичным, а значит малоэффективным. Не секрет, что не все педагоги ответственно подходят к процессу планирования: зачастую планирование (осуществляемое на бумажном или электронном носителе) не совпадает с реалиями организации образовательного процесса в группе. Причинами такого положения являются следующие факторы: 1. Формальный подход педагога к планированию (когда в качестве результата педагог видит наличие самого плана) 2. Невозможность следовать плану ввиду непредвиденных событий (тех, которые педагог не может спланировать заранее, например, неожиданно возникшие ситуации, интересы или идеи детей) Проектное обучение и воспитание предполагает совершенно иной подход к планированию. План при таком обучении – это форма фиксации педагогом собственных педагогических задач и основных путей их реализации. Организация образовательного процесса в форме проектного обучения дает педагогу богатую почву для творчества. Проект не загоняет педагога в строгие рамки программы, позволяет планировать и выбирать такие формы и виды деятельности, которые свойственны и интересны конкретным детям, конкретной группы, в конкретный период времени. НО! Чтобы такая свобода не увела педагога от решения конкретных образовательных задач каждого возрастного периода (конкретизированных с учетом индивидуальных особенностей детей группы), педагогу необходимо хорошо знать и ориентироваться в этих задачах. Поэтому каждый образовательный проект необходимо рассматривать как базу (тематическое поле) для решения образовательных задач по всем направлениям развития детей. Поэтому педагог обязательно составляет План образовательного проекта (Приложение 2). План педагогом составляется после этапа совместного планирования, когда педагогу известны инициативы детей. Итак, отправной точкой проекта является его совместное планирование. В ходе активного обсуждения идей дети и взрослые вырабатывают совместный план действий. Это ответственная часть работы, поэтому и вопросы педагога звучат по-деловому. Вопросы можно адресовать группе детей, а можно задать лично ребенку, не проявившему пока инициативы. Но не надо давить на детей, особенно на замкнутых, застенчивых. Возможен и вариант, что тема ребенком еще не принята, но может случиться так, что он подхватит ее на этапе выполнения деятельности.
На какие интересные вопросы мы решили найти ответы? Что ты хочешь сделать? В каком центре можно заняться этой работой? Какие инструменты тебе могут понадобиться? С чего нам начать работу? (С чего ты начнешь?) Сколько нужно времени чтобы выполнить все запланированное? Выслушиваем и наглядно фиксируем все идеи детей в таблице (Приложение 3). Как правило, на первый день начала темы, она не будет спланирована полностью. Задача воспитателя, других сотрудников детского сада, родителей, - дополнить идеи детей, подобрать разнообразные материалы для реализации идей в разных центрах активности: книги, игры и игрушки, задания, ориентированные на разный возраст, разную степень сложности и интересы детей группы. От того, насколько разнообразно будет обеспечена тема материалами, соответствующими разному возрасту, разным интересам детей, во многом зависит самостоятельность работы в центрах, и однозначно зависит длительность работы по теме. Так как выбранная тема «работает» в группе от нескольких дней до месяца и больше (насколько хватает интереса у детей, идей и ресурсов у взрослых), то в последующие дни воспитатель предлагает детям дополнять план: «У кого из вас появились новые идеи? Что еще можно сделать в центрах?».
Комментариев нет:
Отправить комментарий