Поэт – художник – композитор
Сказки Пушкина
Кто первый придумал сказку про Марью Моревну или Морозко, а также все остальные волшебные истории из сборника Афанасьева - неизвестно. Были в деревнях такие люди, сказочники и сказочницы, которые больше всех знали сказок и хорошо, «в лицах», их рассказывали - в каждой местности по-своему. Но и они не могли сказать, кто это сочинил. Дело давнее, текст не записали, автору своё имя поставить было не на чем, да и писать никто ещё не умел. Сказки были ничьи - и в то же время общие. Так и назвали их - народные.
Время шло, появились писатели.
Писателю своим произведением хочется гордиться - чтоб все знали, что это его творчество. И когда писатели принялись придумывать сказки, в жизни сказок открылась новая страница: народные начали постепенно сменяться авторскими - такие и сейчас пишут.
Удачные сказки стали получаться у писателей не сразу. Поначалу авторским сказкам трудно было соперничать с народными; они «не приживались» у читателей, как «приживались» в народе сказки из сборника Афанасьева. Первым автором, чьи сказки приняли и полюбили все, был Александр Сергеевич Пушкин.
Идею сочинить что-нибудь сказочное поэту подсказали народные сказки, которых он вдоволь наслушался, когда поселился в деревне - в Михайловском (вокруг, кстати, росли леса).
Слушание: С. Майкапар. Сказочка.
Пушкину повезло - самая настоящая сказочница жила прямо у него в доме - это была его няня, знаменитая Арина Родионовна, о которой поэт писал:
Да ещё её помянем:
Сказки сказывать мы станем -
Мастерица ведь была
И откуда что брала...
Сказки сказывать мы станем -
Мастерица ведь была
И откуда что брала...
Пушкин вдохновился, но собственные сказки сразу сочинять не стал - отвлёкся на историческую драму «Борис Годунов». Просто удивительно, что поэта (точь-в-точь как впоследствии художников-сказочников) привлёк тогда XVII век. Видно, и вправду, существует некая загадочная связь между этим столетием и тридевятым царством.
Потом Пушкину пришлось из Михайловского уехать в город, а сказки в его воображении уже связались с деревней, так что сказкам пришлось подождать. В следующий раз поэт надолго поселился в сельской местности только через несколько лет. В ту деревню, Болдино, Пушкин прибыл по делам и ничего там писать не планировал. Но когда он собрался уезжать, оказалось, что все окрестные дороги перекрыты: началась эпидемия холеры. Пришлось возвращаться и, чтобы время зря не пропадало, сочинять стихи.
Слушание: Н. Римский-Корсаков. «Сказка о царе Салтане». Белочка.
Можно ли считать холеру волшебным «помощником» - вопрос сложный. Многие тогда от неё пострадали, а сказки выиграли: Пушкин в Болдине написал их сразу четыре: «Сказку о попе и работнике его Балде», «Сказку о царе Салтане», «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказку о рыбаке и рыбке» (и вдобавок ещё ряд стихотворных шедевров, не сказочных). Позже к этим четырём поэт прибавил пятую - «Сказку о золотом петушке».
Поскольку Пушкин мыслил стихами, получились сказочные поэмы. Эти волшебные истории поэт придумал сам, но кажутся они стихотворным продолжением сборника Афанасьева - и язык похожий, и герои: так точно настроился Пушкин на народные сказки. Писал он их, кстати, не для детей, и первыми читателями стали взрослые любители литературы. При жизни Пушкина художникам как-то не пришло в голову нарисовать к его сказкам иллюстрации.
Такова предыстория; а история началась, когда в России отмечали 100-летие со дня рождения великого поэта. Интерес к его стихам - не сказочным и сказочным - сразу оживился. Он охватил и деятелей искусства. И тогда один за другим, как витязи морские, из волн искусства стали выходить шедевры.
Слушание: Н. Римский-Корсаков. «Сказка о царе Салтане». 33 богатыря.
Сначала был создан шедевр музыкальный: композитор Римский-Корсаков написал оперу по мотивам «Сказки о царе Салтане».
Оперу поставили в театре, и её услышал обожавший музыку художник Михаил Врубель.
Опера произвела на Врубеля такое сильное впечатление, что он навсегда её полюбил, подружился с Римским-Корсаковым, а исполнительнице главной партии Царевны Лебеди, певице Надежде Ивановне Забеле, предложил руку и сердце.
Но главное – Врубель написал картину. Он изобразил тот момент, когда на глазах у князя Гвидона свершалось чудо: лебедь.
Встрепенулась, отряхнулась
И Царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
И Царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Живописный шедевр получился у Врубеля, наверное, потому, что он хорошо понимал Гвидона. Ведь художник и сам пережил подобное чудо. Сначала он услышал голос - волшебный голос Царевны Лебеди из оперы, и влюбился в этот голос, ещё не познакомившись с певицей. А потом сказочная и оперная Лебедь, сойдя со сцены, превратилась в Надежду Забелу, его будущую жену. Неудивительно, что у Лебеди на картине - её лицо.
Слушание: Н. Римский-Корсаков. «Сказка о царе Салтане». Лебедь.
Следом появился и шедевр книжной графики: пушкинская «Сказка о царе Салтане» была издана с иллюстрациями Билибина. Книжку художник посвятил... Римскому-Корсакову: и его вдохновила музыка.
Лучшим из рисунков в ней знатоки единодушно признают тот, где Салтан подслушивает разговор, который три сестры ведут за рукоделием:
«Кабы я была Царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир».
Говорит одна девица, -
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была Царица, -
Говорит её сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала б я полотна».
Говорит её сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала б я полотна».
«Кабы я была Царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Знатоков можно понять: сказочный царь, и правда, сразу вызывает симпатию. В смешной цветастой шубе, сшитой по моде любимого Билибиным XVII века, запросто, не по-царски, разгуливает он «Поздно вечерком» под чужими окнами в сопровождении любимой дворняги.
Билибин собирался проиллюстрировать все сказки Пушкина, в том числе и те, что не были положены на музыку, но сделал рисунки ещё только к одной - к «Сказке о золотом петушке». К остальным - не сложилось.
Рисунки к ним чуть позже нарисовал другой художник, Борис Зворыкин, которого называли, кстати, «московским Билибиным».
Презентация
В комплекте:
1. Презентация - 19 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
С. Майкапар. Сказочка, mp3;
Н. Римский-Корсаков. «Сказка о царе Салтане»:
Белочка, mp3;
33 богатыря, mp3;
Лебедь, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.
1. Презентация - 19 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
С. Майкапар. Сказочка, mp3;
Н. Римский-Корсаков. «Сказка о царе Салтане»:
Белочка, mp3;
33 богатыря, mp3;
Лебедь, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.
Комментариев нет:
Отправить комментарий