понедельник, 6 сентября 2021 г.

Технология макетирование в работе с детьми дошкольного возраста



Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека, время активного познания окружающего мира, время развития эмоциональных и творческих способностей. Основополагающим требованием общества к современной образовательной организации является создание условий для формирования личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Наиболее эффективной инновационной педагогической технологией, открывающей новые возможности воспитания и обучения детей дошкольного возраста, является макетирование. Макетирование - это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения. Макет - это предметное воплощение целостных возможных миров (вымышленных, реалистических), представленных в художественной литературе, мультфильмах, детской сюжетной игре.

Работа с макетом может длиться настолько долго, насколько удерживается в группе увлечение той или иной сказкой, игрой. Это могут быть макеты сказочных царств с дворцами и крепостями, космодромов и аэродромов, морских портов и городов, зоопарков и крестьянских подворий, различных ландшафтов.

Работа с макетом включает элементы конструирования и художественного изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Дошкольники получают элементарные представления о природных и культурных ландшафтах, видах архитектурных сооружений, искусстве архитектуры. Продукт работы может использоваться в режиссерской игре детей.

По Н. А. Коротковой, макеты условно делятся на два типа - модели и карты. Макеты-модели представляют собой целостные объекты, которые ориентируют ребенка на сюжетные события, происходящие внутри них («кукольный дом», «крепость-замок/дворец»). Макеты-карты отображают определенную территорию и направляют воображение ребенка на события «снаружи», вокруг находящихся в этом пространстве объектов (различные «ландшафтные» макеты). Например, на макете «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, а территория дополняется различными объектами (дома, гараж, бензоколонка, мост), которые могут быть выполнены самими детьми.

Этапы работы по созданию макета:

1. Предварительный этап. Подготовка и сбор материала для создания макета, сбор методической и художественной литературы по теме, создание развивающей предметно-пространственной среды, подбор дидактических игр, обогащение личного опыта.

2. Основной этап. Изготавливается основа макета, происходит ее наполнение предметным материалом. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности воспитанников и воспитателей из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов. В процессе создания макета каждый ребенок может выбирать наиболее привлекательный для него вид деятельности — конструирование, моделирование, лепку, аппликацию и опытно-экспериментальную деятельность. Педагогам следует активно подключать родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет. Важно, чтобы результаты совместного творчества не пылились на полках, а использовались — как в самостоятельной детской игре, так и в процессе организованной образовательной деятельности.

3. Последний этап работы — активизация игры с макетом. Самостоятельные игры с макетом могут происходить как в помещениях, так и на улице. Для этой цели можно дополнить макет небольшими фигурками человечков, среди которых ребенок обычно находит себя и своих друзей. Передвигая фигурки людей (детей) на макете, ребенок самостоятельно проводит экскурсию, рассказывая об архитектурном объекте, выделяя типичное, обобщенное и индивидуальное в сооружении. Такие задания способствуют и развитию речи. Ребенку предлагается из набора макетов (деревья, люди и пр.) составить общий макет «Территория детского сада» в определенный сезон (лето, весна, осень или зима). Ребенок должен подобрать предметы, соответствующие именно этому времени года.

Макет — результат конструктивно-творческой деятельности взрослого с воспитанниками и очень привлекательное игровое пространство. На основе готовых макетов проводятся беседы, составляются рассказы вместе с детьми, организуются режиссерские игры. На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной деятельности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий