вторник, 7 сентября 2021 г.

ВСЕ О ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕОРИЯ ПРАКТИКА



Образовательный проект.

Образовательный проект – одна из инновационных форм организации образовательной деятельности и жизни детей в дошкольной организации. В чем же заключается инновация, если метод проектов уже давно прочно вошел в практику работы педагогов дошкольных образовательных организаций. Нет педагога, который бы не упомянул этот метод при защите своих профессиональных достижений. Несомненно, проектная деятельность интересна всем ее участникам и позволяет достичь высоких результатов. Однако приходится признать, что многие педагоги находятся в заблуждении относительно самого понятия и содержания проектной деятельности. Самая большая проблема кроется в том, какой смысл вкладывается в понятие «образовательный проект». По большому счету образовательным можно назвать любой проект, имеющий педагогические цели. Однако здесь необходимо четко определиться, что есть проект педагогов и что такое детский проект. Проект педагогов — это деятельность, где субъектом является педагог, а дети организуются им на различные им же придуманные мероприятия (тематический подход). Детский проект тоже организуется не без участия педагога, но субъектами деятельности в данном случае выступают воспитанники. Интересы, идеи детей, их инициатива, совместный выбор и решения – вот что находится в центре внимания работы над проектами в детском саду. Что такое проект и с чего он начинается? Какие темы используются для него? Как подхватить детскую идею для организации нового проекта?

Ценность технологии проектного обучения в современном образовании

Метод проектов, проектная деятельность, проектное обучение – все эти понятия называют образовательную технологию, которая позволяет создать естественную среду для формирования у дошкольников интегрированных качеств (личностных, интеллектуальных, физических). Уникальность использования технологии в детском саду в том, что она позволяет развивать у детей способности решения проблем в самостоятельной и совместной деятельности, умение работать в команде, творчески мыслить, получать и оценивать продукт собственной деятельности.

При проектном образовании у детей всегда есть возможность высказываться, принимать решения, планировать собственную деятельность, познавать окружающий мир с учетом своих интересов, возможностей и потребностей, приобретать разнообразные умения и навыки в процессе деятельности интересной и увлекательной!

Цель применения проектной технологии – направить познавательную деятельность воспитанников на определенный и запланированный результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы. Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. «Знания должны усваиваться с аппетитом» (Дж. Дьюи)!

Вызовут ли аппетит у ребенка знания, которые мы, педагоги, пытаемся вложить в детские головы, применяя «школьные» формы организации образовательного процесса?! Ребенок развивается в деятельности, знания должны стать необходимы ребенку для достижения поставленной цели, решения определенной проблемы.

Проектная деятельность связывает обучение с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Результаты проектного обучения:

-формирование у детей активной позиции

-ьным действиям и ответственности за свой выбор, достижение / не достижение поставленной цели

- принятие детьми и взрослыми различий в способах достижения поставленной цели

- понимание и принятие детьми и взрослыми интересов и потребностей разных людей

- воспитание чувства независимости от прямой опеки взрослых

- развитие интересов и потребностей, склонностей к определенному виду деятельности

- возможность развития в том направлении и в том темпе, которые свойственны ребенку

- возможность самовыражения в наиболее успешной области.

Этапы работы над проектом




Выбор темы проекта
Все, что происходит с ребенком в детском саду и за его пределами, может дать толчок для выбора темы – путешествие с родителями, поездка в Зоопарк, строительство дома по соседству и т.п. Не стоит забывать, ребенок живет в реальном мире и с охотой изучает то, что его действительно окружает или интересует. Заинтересовать его может то, чем он когда-то сталкивался (видел по телевизору, наблюдал, услышал и т.п.).
Изначально идея проекта должна исходить от детей – именно они должны быть его творцами. Не нужно специально искать тему проекта, она должна определиться сама – это одно из важных условий для успешной проектной деятельности. Другими словами, устраивать опрос детей: «Какой темой (или проектом, часто, дети знакомы с этим понятием) вы хотите заняться?», «Что мы с вами будем исследовать?» и т.п. вопросы, не будет являться проектом, исходящим из интереса детей. Детям еще сложно определить то, над чем бы они хотели поработать (вспомните себя, хотя бы при выборе методической темы), поэтому НЕОБХОДИМО:
- Целенаправленно наблюдать за детьми во время игры, чтобы констатировать, какие темы в настоящее время их занимают при индивидуальной и групповой деятельности.
- Выслушивать детей и относится серьезно к их интересам, вопросам, идеям высказанным вербально и невербально.
- Косвенно стимулировать детей, мотивировать их, заставлять размышлять и высказывать идеи. -Помнить, что за любым интересом может скрываться нечто большее – это можно выяснить в разговоре с ребенком (например, за интересом к игре в пожарного, может скрываться страх перед огнем)
-Избегать поспешного превращения в проект каждой темы, к которой дети проявляют умеренный интерес
ВАЖНО! На поиск темы для проекта необходимо отводить достаточно времени, не следует любой замеченный у детей интерес сразу же развивать в проект. Не каждая предложенная тема подходит для проекта! Наряду с интересом, проявленным детьми к теме, выделяют ряд условий, которые необходимы, чтобы из идей и импульсов возник успешный проект. Тема, пригодная для проекта отвечает следующим условиям:
- Тема предполагает достаточно времени для работы над проектом, при этом непродолжительные проекты нужно расширять на этапе планирования.
-Тема затрагивает предметы или явления, которые дети могут непосредственно наблюдать или исследовать.
- Дети так подробно изучили тему, что могут предлагать свои идеи и гипотезы
- Тема предоставляет возможность для изменений, получения нового опыта и проведения безопасных экспериментов.
- По теме можно проводить исследования в обыденной обстановке.
Предполагает организацию и реализацию обучения через опыт. Выбор темы можно слегка направить в нужное русло или даже предопределить, используя способ «культурного продавливания». Необходимо остановиться на том моменте, когда инициатива в выборе темы идет от педагога. Взрослые могут и должны предлагать детям темы, которые соответствуют сезонным событиям и традициям. Есть такие события, обойти которые мы не можем: празднование нового года, день защитника Отечества, день космонавтики, день Победы, день России и др. Мы называем такие события – образовательными годовыми событиями.
Как быть в этом случае? Задача педагога здесь заключается в правильном мотивировании детей – не настаивании на своем, а в плавном подведении к теме с объяснением, почему это важно. Реализация проектно-тематического подхода требует от педагога следующих умений:
- самостоятельно конструировать образовательную деятельность;
- анализировать и принимать решения;
- работать в команде, в том числе и с детьми;
-умение мотивировать (инициировать) детей на деятельность
Приемы мотивации:
1. Мотивация на основе подхватывания и проговаривания пока еще не оформленных детских идей (я слышала ваш разговор о ….., как много вы знаете о ….., может быть вы расскажите всем детям об этом? 2
. Мотивация на основе формирования зрительного образа (использование наглядной информации скомпонованной на информационной панели)
3. Чтение, предварительная экскурсия 4. Модель трех вопросов. В случае использования «модели трех вопросов» накануне выбора новой темы воспитатель в свободное время (вечером или утром) инициирует разговор с детьми с целью выяснить, что они знают по предлагаемой (пока педагогом) теме. Так педагог проводит некий «срез знаний» детей по теме, определяет интересы детей. Если тема уже выбрана, то этап выявления знаний и интересов проводится со всей группой детей. ВАЖНО! Все высказывания (идеи) детей записываются печатными буквами на расчерченном листе бумаги (или 3-х отдельных листах). Возле каждой записи ставится имя ее автора.
В записях используются ДВА постоянных цвета: один - для записи идей детей, второй - для записи идей взрослых. Это условие соблюдается ВСЕГДА для того, чтобы можно было анализировать и делать выводы об эффективности работы взрослых, о динамике развития детей. Воспитатели и родители предлагают свои идеи наряду с детьми. Идеи взрослых записываются также печатными буквами, но другим цветом. Это дает обильный аналитический материал (насколько инициативен тот или иной ребенок, чья инициатива преобладает - детей или взрослых, какие виды деятельности чаще всего предлагаются, какие виды деятельности или центры не вызывают инициативы детей и т.п.) Фразы, высказанные детьми, не редактируются, а записываются в оригинальном произношении!
Что вы уже знаете по этой теме?
Что еще вы хотите узнать?
Какие у вас есть вопросы?
На какие вопросы мы должны ответить, и какие проблемы исследовать? 
Как мы можем это узнать
? Как найти ответы на наши вопросы?
Результаты разговора в виде таблицы размещаются в приемной, где ее увидят родители. Такой прием дает возможность непринужденно включить родителей в образовательный процесс. Родители узнают:
о направлении интересов детей в группе и интересов своего ребенка,
о том, что дети уже знают и что хотят узнать,
чем, в целом, дети будут заниматься в ближайшее время,
каких результатов можно ожидать,
о чем можно поговорить с ребенком дома,
какие материалы могут понадобиться.








Комментариев нет:

Отправить комментарий