Заповеди (выживания) методиста
Выживание будем рассматривать как естественную стратегию поведения в “агрессивной” среде: тех условиях - лимита времени, чрезмерной нагрузки, многозадачности, порой противоречивых требований - что обычно не способствуют размеренной, управляемой и эффективной методической работе.
Для успешного взаимодействия внутри коллектива, его эмоционально стабильного состояния, а значит и его продуктивной работы подходит не метод «Кнута и пряника», а метод «Доверия и ответственности».
Общий контекст для понимания заповедей (их восприятия, осмысления и, собственно, понимания состоит в следующем: (вы)слушай всех, но сделай по-своему. Только тогда привычные советы станут действенным стимулом, а предостережения - возможным профилактическим средством, существенно сокращающим путь от незнания “как” к получению удовлетворительного результата.
Итак, первая заповедь: “доверяй, не властвуй”. Это значит, что начальство доверяет подчиненным, а подчиненные относятся ответственно к своим обязанностям. «Ого, да такого не бывает!» -скажите вы. Но без доверия к сознательности каждого воспитателя не может строиться работа в детском саду. Не может коллектив или методист (заведующий) единолично решать, как проводить образовательную, совместную и другую деятельность педагогу. Не может большинство определять форму, задачи, содержание. Не могут другие запретить педагогу говорить с воспитанниками о важном для него и для них.
Вторая заповедь “проверяй, но не теряй веру (в педагога)” И очень важно помнить, что доверие очень хрупко, но при этом основа всего. А как же без «доверяй, но проверяй»? Конечно никуда, но и тут надо расставить акценты. Когда проверки сводятся к унижениям, поучению, неконструктивной критике (все неправильно, Вы не умеете работать), раздражению обеих сторон, то у педагогов отсутствует понимание за что им «прилетело» и почему нужно выполнять именно эти требования руководства. А распространенный способ протеста для педагогов в этой ситуации (как психологическая защита и реакция на стресс) - это делать свою работу плохо.
Поэтому задача руководителя состоит в том, чтобы обеспечить эмоциональное благополучие педагогов и обретение ими смыслов своей работы. Если они понимают для чего и как им писать планы, проводить проекты, выбирать и разрабатывать темы по самообразованию, учиться профессионально общаться с родителями и мн. др., то делают они это с пониманием и смыслом, а значит качественно и с удовольствием.
И вот получается простая, но интересная закономерность. Если счастливы педагоги в детском саду, то детям тоже становится там хорошо. А если детям хорошо, то и наши “заказчики”-родители тоже довольны.
Заповедь третья “развивайся, и педагоги тоже не остановятся в развитии”. Для организации саморазвития педагогов, мы это должны отчетливо понимать, недостаточно запустить процессы самообразования. Но процесс самообразования отражает развитие педагогов. Следовательно, методическое сопровождение процесса самообразования влияет не только на процессы аттестации, но и, непосредственно, на личностное и профессиональное саморазвитие педагога в детском саду. Нет нужды говорить о том, что без активного и деятельного саморазвития методиста - нет и не будет эффективного развития в коллективе, которое складывается из единичных вариантов саморазвития всех его членов.
Заповедь четвертая . Избегайте жесткого «карательного», порой опережающего контроля! Он приводит к негодованию или замалчиванию педагогами профессиональных проблем («А вдруг прилетит?!»). Со временем они копятся и, как снежный ком, скатываются на головы всего коллектива.
Заповедь пятая. Мы часто говорим об учете возрастных и индивидуальных особенностей детей, но забываем, что этот принцип работает и в методическом сопровождении. Стаж работы, особенности характера, тип темперамента о многом говорят и влияют на профессиональное взаимодействие.
Заповедь шестая. Прежде чем критиковать, изучи мотивацию профессиональных действий педагога. Если это недостаточный уровень компетентности, то меры будут одни, если халатность, безответственность – совсем другие. Следует учесть и такие причины, как адаптация «новичков», профессиональное выгорание «стажистов», конфликты педагогов с руководством ДОО или родителями, состояние физического и психологического здоровья и др.
Поэтому задача руководителя состоит в том, чтобы обеспечить эмоциональное благополучие педагогов и обретение ими смыслов своей работы. Если они понимают для чего и как им писать планы, проводить проекты, выбирать и разрабатывать темы по самообразованию, учиться профессионально общаться с родителями и мн. др., то делают они это с пониманием и смыслом, а значит качественно и с удовольствием.
И вот получается простая, но интересная закономерность. Если счастливы педагоги в детском саду, то детям тоже становится там хорошо. А если детям хорошо, то и наши “заказчики”-родители тоже довольны.
Заповедь третья “развивайся, и педагоги тоже не остановятся в развитии”. Для организации саморазвития педагогов, мы это должны отчетливо понимать, недостаточно запустить процессы самообразования. Но процесс самообразования отражает развитие педагогов. Следовательно, методическое сопровождение процесса самообразования влияет не только на процессы аттестации, но и, непосредственно, на личностное и профессиональное саморазвитие педагога в детском саду. Нет нужды говорить о том, что без активного и деятельного саморазвития методиста - нет и не будет эффективного развития в коллективе, которое складывается из единичных вариантов саморазвития всех его членов.
Заповедь четвертая . Избегайте жесткого «карательного», порой опережающего контроля! Он приводит к негодованию или замалчиванию педагогами профессиональных проблем («А вдруг прилетит?!»). Со временем они копятся и, как снежный ком, скатываются на головы всего коллектива.
Заповедь пятая. Мы часто говорим об учете возрастных и индивидуальных особенностей детей, но забываем, что этот принцип работает и в методическом сопровождении. Стаж работы, особенности характера, тип темперамента о многом говорят и влияют на профессиональное взаимодействие.
Заповедь шестая. Прежде чем критиковать, изучи мотивацию профессиональных действий педагога. Если это недостаточный уровень компетентности, то меры будут одни, если халатность, безответственность – совсем другие. Следует учесть и такие причины, как адаптация «новичков», профессиональное выгорание «стажистов», конфликты педагогов с руководством ДОО или родителями, состояние физического и психологического здоровья и др.
Заповедь седьмая. Любой анализ педагогических мероприятий должен проводиться методистом на основе чётко разработанного критериального аппарата. Вооружись мерилом оценки на научной основе! Это поможет избежать разногласий и обид со стороны педагогов.
Заповедь восьмая . Помни, методист, что чистого стиля взаимодействия с коллегами не бывает. Иногда уместен авторитаризм в хорошем смысле этого слова (не унижаем личность педагога и не выходим за рамки разумных аргументов). Либеральный стиль тоже бывает хорош, когда педагоги самостоятельно творчески решают поставленные проблемы (занимаем роль наблюдателя, помощника). В целом, за основу берем демократический стиль. Свобода в дисциплине.
При этом, не стоит заискивать с коллегами. Дешевый авторитет еще никого до добра не доводил. Только компетентность и честная позиция методиста может привести к доверительному контакту в профессиональном взаимодействии.
Заповедь девятая . Развивая профессиональную компетентность педагогов, развивайся сам. Прислушивайся к мнению коллег, включай в методическую работу взаимообучение, диалог, дискуссию. Помни, что в споре может родиться истина.
Заповедь десятая. Иногда руководство ДОО, методическая служба и педагоги напоминают героев басни И.А. Крылова: лебедь, рак и щука. Следует помнить, что при наличии разграниченного функционала, конечная цель их профессиональной деятельности одна – развитие личности ребенка. Далее по ссылке
Комментариев нет:
Отправить комментарий