Аналитическая записка

 

Аналитическая записка  участника

городского конкурса  «Образ_ЕКБ: Воспитатель года 2024». 

Заместитель заведующего

Галкина Александра Геннадьевна 

 Современные процессы модернизации и тренды дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность заместителя заведующего к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую его отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с участниками образовательного процесса и только зрелость личностной, профессиональной позиции заместителя заведующего обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности участников образовательного процесса и, следовательно, повышение качества его образования в рамках реализации Федеральной образовательной программы .

Сегодня необходимы новые формы и новые виды содержания профессионального развития участников образовательных отношений. Они связаны с постижением человека как сложнейшего феномена, с поиском индивидуальных способов существования педагога в профессии, субъектностью образования и накоплением его опыта самоинтеграции.

«Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений» – один из основных принципов дошкольного образования ФГОС ДО и ФОП ДО.

Всем известно, что задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует выстраивания субъектных отношений и организации сотрудничества на паритетных началах между всеми участниками образовательных отношений субъект-субъектных отношений: педагог – ребенок, ребенок – родитель, родитель – педагог, ребенок – ребенок, педагог – педагог, родитель – родитель, создать которую нам позволила организация моделей взаимодействия участников образовательных отношений «Детский совет», «Время выбора»,                              «Открытого пространства» , «Родительский совет», «NEW-педагогический совет».

В МБДОУ мною совместно с участниками образовательных отношений: педагогов ,родителей и детей  создается модель субъектного взаимодействия .Вся работа строится на основе  системо-деятельностного подхода и предполагает активное участие всех участников образовательных отношений  в обсуждении проблем и принятии решений, создает условия

Детский совет

NEW-педагогический совет

Родительский совет

Цель

Создание мотивирующей образовательной среды для

Эффективного соконструктивного взаимодействия детей и взрослых.

Обновление

педагогического

мышления, развитие

профессиональных и

личностных

компетенций

современного педагога.

Создание родителям

воспитанников

условий для

партнерского участия

в жизни Д00

в условиях

реализации ФГОС ДО.

 Задачи

1.Реализация технология взаимодействия для объединения детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, обеспечивает детям позицию полноправных субъектов деятельности.

2. Обсуждение проблемы, планирование, принятие решения на основе свободного, осознанного и ответственного выбора

3.Определение содержание своего образования.

4. Формировать навыки общения, обучать правилам поочередного высказывания, развивать способности

управлять своей свободой, принимать ответственность за

себя и других.

1.Поиск и внедрение в работу с педагогами активных форм взаимодействия, участвуя в которых, педагоги в интерактивных формах могут пройти «перезагрузку», как в содержательном, так и в организационном аспектах

работы с дошкольниками.

2.Создание условий для сотрудничества на паритетных началах администрации и педагога.

3. Мотивация педагогов к саморазвитию и самосовершенствованию.

1. Создание родителям воспитанников условий для

партнерского участия в жизни ДОО.

2  Поддержка родительской инициативы через непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность.

3 Определение направлений перехода от наставничества к равноправному сотрудничеству.

 Содержание образования (деятельности)

 

Образовательная деятельность,

построенная на основе субъектного подхода.

«Перезагрузка» кадров или эффективное повышение компетентности современного педагога.

Участие в организации и

проведение образовательной

деятельности.

 Технологии, методы, приемы

  Технологии системно-деятельностного подхода

 Характер взаимодействия

1.         Принцип содействия и сотрудничества.

2.         Принцип деятельности.

3.         Принцип эмоционального благополучия.

4.         Принцип обучения на примере взрослого.

5.         Принцип «Право на ошибку».

Задача педагогов – эффективно модерировать «Детский совет» и «Родительский совет» для этого необходимо для поиск и внедрение в работу с педагогами активных форм взаимодействия, участвуя в которых, педагоги в интерактивных формах могут пройти «перезагрузку», как в содержательном, так и в организационном аспектах для это в  работе с использую современные образовательные технологии и методики: методический компас и метод ОРПИ на основе 4-уровнеой модели человеческого поведения, творческие технологии технического конструирования и робототехники и др. Генерируя педагогические идеи совершенствования образовательного процесса, поддерживаю и развиваю возможности и способности каждого педагога, учитывая личный тренд педагога.

В целях повышения уровня педагогических компетенций, улучшения качества образовательного процесса, в своей работе активно применяет  современные управленческие технологии, способствующие созданию эффективной методической экосистемы: технологию интенсивного и динамического обучения «Workshop» (воркшоп) в комбинации интерактивных форм взаимодействия (конференции, коллоквиумы, тренинги, семинары–практикумы и т.п.); мотивационные образовательные техники «ЗУХ» (знаю-узнала-хочу узнать). Систематизировать с в работе с педагогами методическую информацию помогают технологии «кластера» или «инфографики». В рамках проведения сессий стратегического планирования эффективно использует фасилитационые технологии: конференции «Поиск», мозговой штурм по методу Бреймсторинг, технологии открытого пространства «Open Space»; «Саммит позитивных перемен» для проведения широкого спектра позитивных изменений в ДОУ, включающих развитие лидерства, формирования и совершенствование корпоративной культуры.

Применяемые мной методические технологии продуцирования новых идей помогают лучше осознать команде педагогов миссию организации, цели и пути развития. Происходит организация коллективной мыслительной деятельности по поиску.

Для этого в нашем детском саду методической службой, администрацией учреждения выстроена определенная система мотивации и стимулирования педагогических работников, которая практически всегда приводит к успеху.

Данная система выстроена на основе самоорганизующегося процесса образования педагогов и воспитанников и детей нацелены на поиск решения определенной задачи функционального сообществ   и детского сада в целом, основанной на технологии фасилитации "Открытое пространство" ( "Open Space")  и «Время выбора».Это путь развития. Это простой высоко продуктивный подход к групповой и индивидуальной работе, с помощью которого можно достичь прорывов по "нерешаемым" вопросам. Он позволяет людям говорить о том, что для них действительно важно, и в результате помогает им добраться до сути вопроса. Именно работая командой можно достичь результатов.

Команда подчиняется простым и понятным правилам.

1.Все, кто находится здесь и сейчас – это нужные люди.
2. Все, что случится – это то, что должно было произойди.
3. Любое время начала – это то самое время.
4. Процесс заканчивается сам.

Мы открываем пространство как старт к плодотворному и эффективному взаимодействию всех субъектов образовательного процесса направляя свои действия на усиление и совершенствование того, что уже существует в дошкольной организации: планирование и действие, развитие и совершенствование, принятие ответственности за решения, участие и претворение планов в жизнь.

Применение данной технологии –это

- как условие обеспечения эффективного взаимодействия образовательно-воспитательном процессе, позволяет преодолевать коммуникативные барьеры;

-как результат – зона потенциального развития человека при условии развития взаимодействующих личностей (например, педагога и ребенка, педагога и родителя, родителя и ребенка);

-как процесс – развивающее консультирование, стимулирование, воодушевление, вдохновение, актуализация, инициация и поддержка;

-как результат – устранение воспитателем ограничений, препятствующих проявлению творческих экспериментов дошкольника (родителя), помощь в обретении уверенности во взаимоотношениях с окружающими, признание права человека на ошибку, предоставление свободы выбора и действий;

- как продукт – накопительный эффект совместной деятельности и общения (по типу «Одна голова хорошо, а две – лучше»), видимый результат совместных усилий, удовлетворяющий всех участников, отражающий вклад каждого и иллюстрирующий достижения все;

как приём – искусство задавать вопросы. Каждый вопрос открывает для участников образовательного сообщества возможность использовать новые грани собственного педагогического опыта и знаний.

Мы всей командой движемся вверх- «Не идти вперёд, значит идти назад». Для этого используем систему «Профессионального лифта», как инструмент управления повышением качества профессиональной деятельности, ресурса поддержки и мотивации педагога.

Л Лидерство

И Инновации

Ф Функциональность

Т Творчество

Задачи

Мероприятия

1) Лидерство: мотивировать педагогов к саморазвитию, самосовершенствованию, тиражирование и распространение опыта инновационной педагогической деятельности

- организация методических мероприятий (серии мотивирующих встреч, использование «Экрана профессионального развития», мастер-классов, ежегодных педагогических мастерских, «Школа лидерства») в МБДОУ для обобщения инновационного опыта;

-  методическая поддержка педагогов в подготовке публикаций в СМИ и научно-методических печатных и интернет-изданиях, участия в профессиональных конкурсах.

2)Инновации: развивать профессиональные и личностные компетенций педагогов в процессе внедрения современных фасилитационных технологий и технологий развития личностного потенциала и технического творчества и детей

 

организация и включение в структуру методической службы МБДОУ мобильных объединений педагогов:

- рабочей группы по обновлению содержания образовательной программы,

- творческой группы по разработке и внедрению программно-методического обеспечения в рамках образовательного проекта «Вклад в будущее»,

 - творческих групп по изучению и внедрению новых образовательных технологий творческого и личностного развития детей;

- поддержка практики наставничества в рамках работы «Школы молодого педагога» для профессионального становления молодых специалистов и активизации педагогов-стажистов

3)      Функциональность: обеспечить пространство для профессионального общения, выбор образовательных маршрутов повышения квалификации, преодоление эмоционального выгорания и повышение личностного ресурса педагогов

- мотивация участия педагогов в дистанционных и очных курсах, профстажировках, используя потенциал Центров непрерывного образования;

- реализация конструктора  индивидуального маршрута профессионального развития педагогов (ведение рабочей тетради "Мой путь личностного и профессионального роста»)

4)      Творчество:

Развивать творческий потенциал педагогов в различных формах профессиональной деятельности, педагогическом поиске новых идей и решений, самореализации.

организация работы творческих объединений педагогов:

- клуба педагогов «Мыслитель», направленного на поддержку инициативности и креативности, активизации процесса «перезагрузки» педагогов;

- инициативных групп по курированию игровых площадок для детей.

 Всю методическую работу по повышению квалификации педагогов в МБДОУ организована по нескольким целевым блокам: педагог - методист, педагог - коммуникатор ,педагог- деятель ,педагог-творец ,педагог - психолог ,педагог-аудитор

Мероприятия, проводимые в МБДОУ: Дискуссионная площадка (метод «Свод-анализа») «Здоровая конкуренция в детском саду: за и против», Большой круг «Кнут или пряник. Какой контроль нужен вам?», «Умники и умницы» «ФГОС ДО и ФОП: от А до Я», «ФОП по кусочкам», Педагогические ситуации, методика «Светофор» «Возрастные особенности или «ненормальность?», Педагогический КВН «Волшебная сила слов», Игровой калейдоскоп «Развиваем коммуникативная компетентность… Как?», Рекламное агентство «Педагогическая идея: презентация современной образовательной технологии», Мозговой штурм с анализом видеоматериалов «Типичные ошибки при организации детской деятельности», Социальная игра

«У меня проблема…»,Дискуссионная площадка «Сложности в реализации ФГОС ДО и ФОП ДО : правда или вымысел?», Мозговой штурм «Говорящая среда: признаки и эффекты», Викторина «Потери», встречающиеся в РППС», Тренинг «Встречаем или провожаем ребенка после болезни, ежедневно плачущего, радостного, грустного и т.д.», Лаборатория идей «Элемент «говорящей» среды», Рефлексивный практикум «Взаимодействие с детьми в ситуации педагогического экспромта», Коллективная творческая работа «Все мы родом из детства».

В работе с детьми применяются технологии развития субъектности. Развитие субъектности в детском саду - это и про ребенка, и про взрослого. Без субъектности взрослого не может быть субъектности ребенка. Только тот, кто может делать выбор, осознанно, аргументированно расставлять приоритеты, тот может создавать ситуации для детей

Для освоения субъектной позиции для дошкольника требуются определенные условия организации педагогического процесса.Освоение ребенком позиции субъекта деятельности требует специальной педагогической технологии, реализации определенных педагогических условий и в первую очередь, «развертывании перед ребенком» палитры разнообразной детской деятельности».Другое важнейшее условие развитие субъектной позиции ребенка связано с развитием самостоятельности и творчества детей при выборе содержания деятельности и средств ее реализации.Условием такой организации деятельности будет эмоционально-положительная направленность в общении с дошкольниками, развитие стремления к взаимодействию и сотрудничеству. Таким образом, освоение ребенком субъектной позиции во многом зависит от организации педагогического процесса взрослым: модель гибкого планирования,. технология критического мышления( Л.Ю. Круглова), технологии эффективной социализации Гришаевой:  «Клубный  час», «Мастерские» ,»Ситуация месяца», «Дети волонтеры»,  «Говорящий дом»( Ю.В. Илюхина) ,которой дает возможность ребенку ощутить и увидеть себя в «своем» пространстве, проявить активность, инициативность, автономность, понять собственную значимость.

Применяемые мною методические технологии продуцирования новых идей помогают педагогическому коллективу совместно определять миссию организации, цели и пути развития и формы взаимодействия мотивирующих встреч: семинар-практикум «Калейдоскоп технологий системно-деятельностного подхода», «Чем отличается тематический подход от проектной деятельности?» «Планирование образовательной деятельности, основанное на субъектном подходе» , «Создание «говорящей» среды в дошкольной организации» ,«Брендирования групп в детском саду» ; Мастер-класс «Искусство задавать вопрос», «Технология «детский совет» как технология субъект-субъектного взаимодействия», Составление «Лотос-плана» - совместного плана работы над проектом», «Технология «детский совет» как технология субъект-субъектного взаимодействия», «Составление плана работы на день по теме проекта и распределение по центрам активности», «Организация самостоятельной деятельности дошкольников в центрах активности».

Мотивирующие встречи с родителей организованы, как поиск ответов на огромное количество вопросов, касающихся образования, развития и воспитания детей, познание нового, а также обмен мнениями. Формальное общение уступает конструктивному, отношения обеих сторон (педагогов и родителей) строятся на совместной ответственности за образование, развитие и воспитание детей.

Тематика мотивирующих встреч «Педагогика для всех» определяется исходя из информационного запроса родителей и задач педагога. Выявить информационный запрос родителей, их компетентности в вопросах образования, воспитания и развития детей помогает «Модель

4-х вопросов».

Опыт работы по развитию творческих способностей у детей я  представила в рамках реализации городской сетевой площадки «Детская академия изобретательства» на мероприятиях: панорама открытых педагогических практик по внедрению АС-технологии «Онлайн-лаборатория словотворчества», «Образовательный тюнинг: современные технологии развития творческих способностей детей в дошкольной образовательной организации», городская конференции «Современный ребенок: сегодня и завтра «Проект «Дошкольник XXI века», городская ассоциации педагогов Методический потенциал» на тему «Деятельность инновационных и экспериментальных площадок в ДОО как механизм профессионального роста педагога».

Участвую в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных, международных программ и проектов (с указанием статуса участия): Региональный ресурсный центр "ИКаРёнок"- региональной судья, консультант проекта;

Сетевая площадка "От Фребеля до робота: растим будущих инженеров», Инновационная площадка АНО ДПО «Национальный институт качества образования» по теме: «Развитие качества дошкольного образования с использованием Инструментария мониторинга качества дошкольного образования на образовательной платформе «Вдохновение», Сетевая пилотная площадка "Педагогические условия позитивной социализации детей раннего и дошкольного возраста с использованием ПМК «Мозаичный парк» и Первые шаги», Инновационный проект издательства «Просвещение-Союз» «Разработка и реализация вариативных моделей, обеспечивающих возможности формирования предпосылок читательской, математической и естественно-научной грамотности детей 3–7 лет», Сетевая площадка «Технология эффективной социализации», Сетевая площадка «Вовлечение родителей в организацию детской исследовательской деятельности,» Сетевая площадка «Математика и техническое творчество: новые возможности парциальной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» - координатор проектов на уровне дошкольного учреждение, методическое сопровождение педагогов.

Для создания ситуации успеха детей и педагогов принимала  активное участие в профессиональных конкурсах и фестивалях различного уровня: IX Всероссийский Фестиваль науки NAUKA 0+, 2019г.; Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую дидактическую настольную печатную игру, диплом победителя, 2019г.; Всероссийский конкурс для воспитателей и учителей начальных классов на лучший комплект дидактических карточек, диплом победителя; Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучший лэпбук, диплом победителя, 2020г.; V открытый областной фестиваль технического творчества и современных технологий для детей и молодежи «Город ТехноТворчества», 2019г.; Областной конкурс «Воспитать человека» в рамках Указа Губернатора Свердловской области на соискание премий работникам системы образования, сертификат участника; 2021г.; районный этап -Воспитатель года 2022 г.,3 место  региональный этап отборочных соревнований Всероссийского робототехнического Форума дошкольных образовательных организаций «ИКаренок, 1 место, 2021 и 2022 гг.; IV и V открытый городской Фестиваль детского изобретательства, 2 место; 2020 и 2021 гг.; городской  конкурс сотворчества «Новогодний Архипелаг творчества», диплом лауреата, 2021г.; районный смотр – конкурс на лучшее благоустройство, озеленение, цветочное оформление, территории  и прогулочных участков дошкольных учреждений, диплом победителя, 2019г.; городской образовательный  проект «Добрый город», победитель  конкурса «Методический Stand Up», 2020 и 2021гг. ,2023 г., региональный этап отборочных соревнований Всероссийского робототехнического Форума дошкольных образовательных организаций «ИКаренок,1 место ,2023 гг., городской конкурс  «Каждый робот имеет шанс», абсолютный победитель. Является автором идеи и организатором городского конкурса-акции «Музей в чемодане», который проводился в 2020 и 2021 году. В рамках работы регионального ресурсного центра является организатором дистанционных командных онлайн-игр по направлению «Инженерные кадры России» по различным направлениям деятельности среди детей старшего дошкольного возраста с целью развития и популяризации инженерно-технического творчества среди детей и молодежи, организатор конкурса «Каждый робот имеет шанс»

Александра Геннадьевна награждена Почетной грамотой МАДОУ № 223, 2021 г., грамотами и благодарностями Департамента образования Администрации города Екатеринбурга, 2020, 2021,2022,2023 год.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий