Народные игрушки

Дымковская игрушка


 Дымковский промысел — уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Считается, что возник он  в XV–XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки. Именно там развилась и сложилась традиция изготовления глиняной игрушки по женской линии, от матери к дочери. Постепенно складывались династии мастериц дымковской игрушки, каждая из которых имела свои особенности в форме, пропорциях, колорите и орнаментах. Сохранился традиционный процесс изготовления дымковской игрушки, включающий в себя лепку из красной глины, сушку, обжиг, побелку, роспись темперными красками и украшение сусальным золотом. Каждая игрушка как раньше, так и сейчас вбирает в себя не только руку автора, но его внутренний мир, эмоциональный настрой.

        За 400 лет существования и развития, в дымковском промысле, сложились определенные темы и сюжеты, закрепились выразительные средства, присущие мягкой пластичной красной гончарной глине, несложные геометрические рисунки орнамента росписи. Устоялся и остался характерным только для этих игрушек яркий колорит, в котором много красного, желтого, синего, зеленого.

        Кировское городское отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» — Народный художественный промысел «Дымковская игрушка» имеет юридический статус творческой общественной организации, входящей в состав Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» (ВТОО «СХР»), как городское (местное) отделение. Действуем на основании единого Устава ВТОО «СХР». В структуре ВТОО «СХР» (ранее СХ РСФСР) промысел дымковской игрушки находится с 1958 года. Благодаря заботе Союза художников России промысел сумел сохранить творческий коллектив мастериц и уникальный (авторский) процесс создания дымковской игрушки.

        На промысле в течение 50-ти лет работает художественный совет, который состоит из членов ВТОО «СХР»: опытных мастериц и ведущих искусствоведов г. Кирова — Заслуженного работника культуры России Киселевой Г. Г. и Менчиковой Н. Н. Ежемесячно художественный совет оценивает каждую готовую игрушку, строго следит за традициями ее исполнения и творческим ростом мастериц.

        Сегодня вы имеете уникальную возможность посетить Музей

Виртуальная экскурсия для старших дошкольников Дымковская  игрушка

Игры и методические материалы:
Дымковская игрушка
Дымковская игрушка
Дымковская игрушка

Вятские матрешки

Народный промысел изготовления деревянной расписной матрёшки зародился на Вятской земле в начале ХХ века

Появление вятской матрёшки

Кировская область — крупный центр художественной обработки дерева. Широкую известность в России и за её пределами получила вятская (кировская) матрёшка.

Вятская матрёшка — наиболее северная из всех традиционных российских деревянных кукол. Она сформировалась вслед за сергиево-посадской, мериновской, семёновской и полхов-майданской матрёшками. Как правило, вятская деревянная кукла изображает девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой и приветливым личиком в красочном платке и сарафане.

Одна из первых матрёшек Вятской губернии Российской империи, датируемая началом XX в., хранится в фондах Кировского областного краеведческого музея. Это одиночная матрёшка с расписанной в красный цвет юбкой, синей кофтой и зеленым платком. далее по ссылке





Мини- музей Матрешек







Городецкая игрушка


Городецкая деревянная игрушка - ожившая сказка
Городецкая игрушка – это особенное явление в русской культуре. Город Городец Нижегородской области поистине уникален, его еще называют Малым Китежем. Основанный в 1152 году Городец Радилов, вотчина князей из рода Боголюбских, всего на несколько лет моложе Москвы. Его история необыкновенно богата, ведь Заузолье, местность между реками Керженцем и Узолой, с древнейших времен было одним из культурных, динамично развивающихся центров Поволжья. Недалеко от Городца расположен Макарьевский монастырь и в самом городе – Феодоровская обитель, основанная в 1154 году, с ее иконописными и другими ремеслами. Они, несомненно, влияли на общую творческую атмосферу края, населенного трудолюбивым народом. Сподвижник знаменитого иконописца Андрея Рублева Прохор из Городца, святой благоверный князь Александр Невский прославили эту землю. далее по ссылке


Виртуальная экскурсия для старших дошкольников "Городецкая роспись"








Матрешки хохлома



Изготовление хохломских матрёшек началась на рубеже XIX и XX века. К началу XX века уже сотни мастеров Нижегородской области делали необычные расписные игрушки.

Впервые мастера хохломской росписи увидели матрёшку, которая была куплена на ярмарке. Уже тогда они оценили ее красоту и оригинальность. Однако именно благодаря хохломским узорам матрешка стала выглядеть еще более изящно и ярко.

Как развивалась и преобразовывалась игрушка

Матрешка в привычном для нас смысле слова появилось несколько позже. Сперва начали делать дурашливое разъёмные куклы, на которых изображались бородатые мужики с усами и с плешью на голове. И только немного позже благодаря усилиям Арсения Майорова и его семьи была создана расписная матрешка.

Основным отличием новой матрёшки стал её яркий наряд, а также уникальная роспись. Тогда матрёшку рисовали в яркого цвета переднике, на котором изображался цветок. Обычно это была ромашка. На голове у матрёшки обязательно был кокошник. Две дочери Арсения Майорова долго соревновались в том, кто же сделает матрёшку краше.

Однажды в их селе был художник из других краев. После того, как он увидел работы молодых девушек, он посоветовал им писать первых красавиц села. Девушки прислушались к мнению художника, и начали расписывать свои куклы в более народном стиле. Именно этот момент можно считать моментом зарождения семёновской матрёшки. Ведь тогда уже на куклах стали появляться более яркие краски, румянец на щеках. Позже расписная кукла разошлась далеко за пределы селения и стала популярной.

Полохово-майданская матрешка



Любая матрёшка, любая разновидность этой куклы, берет начало от матрешки сергиево-посадской. Точная дата, когда впервые в Полховском Майдане узнали о матрешке и начали делать свои, узнать никак нельзя. Народ жил, творил, но точной истории никто не записывал далее по ссылке

Алгоритм Полхов-майданский орнамент в полосе и круге  

Виртуальная игра Филимоновская игрушка

Проект "Филимоновская игрушка"

Картотека дидактических игр по ознакомлению с филимоновской игрушкой

Абашевская игрушка




Абашевская игрушка — русский художественный промысел, сформировавшийся в селе Абашево Спасского уезда (ныне Спасский район Пензенской области). Село Абашево впервые упоминается в писцовых книгах в 1616 г. Считается, что промысел возник в XIX в., но гончары и умельцы жили в Абашево задолго до этого.

Возникновение промысла

Производство игрушки возникло в XIX веке на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале XX века кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел. 

Село Абашево Пензенской области — старинное русское село с глубокими историческими, религиозными и художественными корнями.  Особенно прославили село мастеровые люди — горшечники и дудочники. Больше половины жителей села кружили на гончарных кругах всевозможную посуду из глины и лепили игрушку-свистульку. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины далее по ссылке

 Филимоновская  игрушка.


Филимоновская игрушка — старейший  народный художественный промысел  России. Ро­дина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впер­вые упоминается  в древних летописях  XVI века.  На протяжении многих лет мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарных кругах посуду, печные трубы, различную домашнюю утварь. Это было серьезное мужское дело, использовалась для этой цели местная глина, дающая после обжига светло терракотовый цвет. Лепить   игрушки считалось делом легким, занимались им   женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Уникальная по своим свойствам глина, позволяла мастерице всю скульптурку лепить из одного куска,  добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. Высушенные изделия прежде обжигались в горне, который каждый мастер вырывал на склоне бугра недалеко от дома. Сейчас для обжига мы используем муфельные электрические печи. «Советский период» в жизнь промысла не внес чуждые сюжеты, но появились многофигурные композиции, созданные   не для игры, а для любования и коллекционирования.

Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:

1) люди – солдат, барыня, гармонист,  мальчик на петухе, всадник,  солдат с гусем, любота.

2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.

3) птицы -  петух, наседка, павлин, утка.

4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка,   карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.

Сюжеты игрушек разнообразны, насчитывают более пятидесяти наименований, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. В лепке - вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, в росписи - трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью. Расписывают игрушку анилиновыми красителями на  лаке.  Орнамент из  зеленых и малиновых полос, солнышек, ело­чек, решеток наносится на белый или желтый фон. Люди и птицы раскрашиваются в малиновые, реже - в желтые рубашки. Почти все филимоновские игрушки свистульки, не свистят петухи и индюки. далее по ссылке .



Белебеевская барыня.


Тульский край прославила белёвская глиняная игрушка, а визитной карточкой промысла и его главной стержневой основой является "белёвская барыня".
Существенными различиями, заметно отличающими белёвскую барыню от прочих, являются, прежде всего, удивительно тонкая шея, необычайно изящные и точеные формы, тонкая талия, шляпа со свистящим петушком. Помимо основного варианта с зонтиком, мастера разработали фигурки без зонтика, но с каким-либо животным на руках. Низ юбки расписывается сеточкой – упрощенное изображение белевских кружев. В росписи используются мягкие пастельные тона: палевые, серые, розовые, охра, бирюзовый, ультрамарин.

Кожлявская игрушка.


Когда-то в XVII веке в Курской губернии был развит гончарный промысел. Есть в современной Курской области город Курчатов, а неподалёку от него село Кожля.

По архивным данным село образовалось на купленной помещиком Денисьевым в 1742 году земле и перевезенными из Полтавской области «разными мастеровыми людьми».

Говорят, поначалу оно называлось «Козля». Согласно легенде, в этих местах водились козы и, мол, поэтому так назвали деревню, но жители Кожли с такой версией не очень согласны. По крайней мере, в XVII-XIX веке козы там точно не водились.

Точной даты возникновения промысла уже наверно никто не назовёт. Известно, что промысел по изготовлению кожлянской игрушки активно развивался примерно до 1930-х годов  и враз стал исчезать, как и многое другое, в связи с новыми веяниями новой советской власти.

В этих местах были богатые залежи хорошей глины. Поэтому стал активно развиваться гончарный промысел. А где гончарство, горшки, посуда разная, там и игрушка конечно!

Особенности игрушки

Изначально кожлянская глина сероватого цвета, даже немного голубая. После обжига изделие становится белым или слегка бежевым. Вот по белому фону и наносят нехитрую роспись, в отличие от, скажем, дымковской, которую красят белой краской под фон.

В основе четыре цвета с небольшой разницей в оттенках — жёлтый, красный, синий и зелёный, но может быть ещё розовый или фиолетовый.

Расписывают игрушку орнаментом, в основном геометрическим. Любимы полосочки, крестики, пятнышки, чёрточки, сеточки.

Кожлянская игрушка — обычно свистулька, хотя бывают и исключения в виде скульптуры. Именно со свистульки начинается мастерство её изготовления. Сюжеты игрушек разнообразны. Тут творят и «чудо-всадников» на трёхглавых конях, и фантастических животных, деревья и птиц. Ничто из окружающего мира не чуждо образам кожлянской игрушки, но и мир сказочный она передаёт так же выразительно и, можно сказать, правдоподобно. далее по ссылке .

Чернышевская игрушка






Женский промысел

В окрестностях деревни Чернышино много хорошей глины различных сортов. Издавна там сформировался гончарный промысел, и этому подтверждение — найденные в деревне многочисленные обломки домашней глиняной посуды, куски черепичных крыш и дымовые трубы, а в 1928 году был найден и старый горн для гончарного производства.

Со времен крепостного права так повелось, что женщинам не давали денег на собственные нужды, и они старались подрабатывать: продавали молоко, яйца, холсты, а некоторые лепили из глины игрушки. Занятие игрушками переросло в самостоятельный игрушечный промысел.

Любимым чисто женским праздником в этих краях был обряд «Похороны кукушки», который проводили в мае-июне. Кукушечье пёстрое оперение стало основой в раскраске игрушек: пёстрые полосочки по светлому фону. Говорят, мастериц так и звали «кукушками» или «тетерошницами».

Кукушка — «божья» птица, вещая, она предвещала сроки жизни и смерти, а также судьбу человека и природные явления. Кукушка представляла собой птичий образ женского божества, наделенного тайной силой пророчества, что изначально привело к культу бога Рода.
Особенности чернышинской игрушки
Игрушки лепят из светлой чернышинской глины, обжигают и раскрашивают двумя-тремя цветами из небольшой палитры: фиолетовый, жёлтый, красный, серовато-синий. Роспись наносится полосками параллельно или в виде ромбов, треугольников, квадратов.
Любимый сюжет — кукла-баба в переднике и юбке-колоколе, с детьми или без, в народном костюме и в характерном головном уборе орловской женщины.
Остальные сюжеты — коньки, птички, барашки, всадники и всадницы. Эти игрушки имеют свистульку, которую местные называются «свистуньки». Форма таких игрушек достаточно условна: ножки короткие, приземлённые, если есть всадник, то он чуть возвышается над спиной коня, у него даже нет ног. Интересно, что домашних птиц вообще не лепили, возможно, из суеверия.
Как и другие типы народной игрушки, чернышинская видоизменялась в соответствии с переменами в окружающей жизни мастериц. Постепенно забывались обряды, пропадал интерес к магическим и символическим образам.
Игрушку продолжали лепить до середины ХХ века, и одежда кукол, головные уборы, роспись, постепенно приобрели вид более современный. И всё равно основа образа Матери-Земли, Кормилицы, общества сохранилась в народной памяти.
В наше время, когда народные мастера свободны от политизированности, вновь возвращаются древние языческие образы дев-русалок, берегинь, поляниц и других. далее по
 ссылке

 

Хлудневская игрушка



Хлудневская игрушка — русский художественный промысел в Калужской области.
История
Промысел игрушки возник в 1-й половине XIX века в среде местных гончаров. По данным Всесоюзной переписи мелкой промышленности 1929 года, в деревне Хлуднево Думиничского района из 130 домохозяйств в 76 занимались гончарным производством.
Как правило, мастера работали семейно, сдавая свои изделия перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. Причем мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.
Гончарный промысел в Хлудневе развивался до середины 1950-х гг. Мужчины возили свои изделия на рынки Сухиничей и Жиздры, и благодаря глиняным игрушкам торговля у них шла гораздо лучше, чем у других горшечников и крыночников. далее п
о
ссылке.

Матрешка Гжель.



Гжельские матрешки очень эффектны! Куколки — настоящие русские красавицы, в праздничных нарядах, богато украшенных головных уборах, с серьгами. На фартуках, как правило, сохранен традиционный растительный орнамент: цветочные узоры с множеством завитков, оригинальными переходами цвета и полутонами.Далее по ссылке .


Богородская игрушка.


Русский народный промысел зародился в XVI-XVII веках в поселке Богородское, который на тот момент принадлежал Троице-Сергиеву монастырю, а сельчане, проживающие в нем, являлись монастырскими крепостными. Кто первый положил начало художественному ремеслу точно неизвестно, но в народе существует несколько приданий. Первое гласит, что в одной бедной семье мать решила порадовать своих ребятишек, вырезала из полешка необычную фигурку и окрестила ее «Аука», что значило лесной дух. Дети поиграли с деревяшкой, да и забросили за печь, а отец достал ее, и решил взять с собой на базар, чтобы показать торговым людям. Лавочникам так понравилась игрушка, что они наказали крестьянину привезти им еще несколько экземпляров. С той поры и началась резьба удивительной Богородской игрушки.

В другом предании говориться о жителе Сергиева Посада, который вырезал из липовой чурки куклу, да и показал ее местному купцу, а тот, куклу у крестьянина купил и выставил ее в своей лавке. Деревянная фигурка и дня не простояла на витрине, приобрели ее с большой выгодой для купца, и тогда торговец заказал мастеру целую партию забавных игрушек.

Описание игрушки

Особенность игрушек – плавность деталей и отсутствие острых элементов, которые способны поранить ребёнка. Благодаря этому, русская народная богородская игрушка заслужила признание на внутреннем и даже международном рынке. Технология богородской резьбы, помимо простых людей, использовалась и прославившимися на Руси скульпторами, которые создавали гораздо более масштабные, но всё равно не менее любопытные произведения. Ярким примером является скульптура «Медведь на тройке». Такие работы и сегодня считаются одними из самых дорогих на рынке.

Внешний вид и особенности богородских игрушек остаются такими же, как и много лет назад. Среди этих резных забав можно выделить два основных типа – статичные и подвижные игрушки. Самыми известными деревянными скульптурами являются композиции:

• «Кузнецы» - крестьянин и медведь поочередно бьют кувалдами по наковаленке. Возраст этой игрушки превышает несколько сотен лет, это не только символ богородского промысла, но и главная составляющая часть герба поселка.

• «Курочки» - это игрушка долгожитель. В нее играли еще во времена А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Она представляет собой полянку, на которой замерли пять хохлаток, но при наличии балансира, одном лишь движением руки, птички оживают и начинают весело двигаться и клевать зернышки.

Для того, чтобы скульптуры двигались, Богородские мастера использовали параллельно расположенные планки, скрепленные между собой гвоздиками. Балансир на веревочках вставляли в отдельные части спиральной пружинки. Считается, что, чем лучше кусок дерева, используемый для резьбы, тем качественнее сделанная из него фигурка. Таким образом, из материала без гнили, сучков и испорченных частей делались дорогие игрушки, выставляемые на продажу, а щепки и обрезки использовались для вырезания домашних фигурок.
Как играть?

С богородской игрушкой, если она раскрашена, можно играть просто, как с любой другой куклой. Дайте ее ребенку, и он будет придумывать разные сюжеты, разговаривать с ней и весело проводить время. Однако можно купить не раскрашенную богородскую игрушку, тогда это прекрасный способ проявить творческие способности ребенка. Раскрашивайте фигурку яркими красками, экспериментируйте, а потом, можно играть в свою собственную игрушку.

Далее по ссылке.

Мини- музей 





Загорская матрешка.


Матрешка – это яркая самобытная кукла, воплощающая в себе лучшие традиции изготовления русских ремесленных игрушек. Она стала своеобразным символом России и кажется очень «древней», хотя на самом деле промыслу чуть более 100 лет. Матрешек изготавливают в Полхов-Майдане, Вятке, Семенове, и все они различаются своим стилем и самобытными чертами. Но самая известная – сергиево-посадская, она же загорская. Далее по ссылке.


Матрешка Жостово.

Матрёшка — традиционный русский сувенир, который стал популярным среди россиян и иностранных гостей. Об этой деревянной игрушке «с секретом» знают даже в самых отдалённых от России странах. В форме и росписи куклы отразились народные представления о мире, добре и красоте. Матрёшка соединила в себе такие ценности как материнство, семья, единство и душевное тепло.

Этот сувенир символизирует плодородие, изобилие и бесконечность жизни.

Тверская матрешка.
В этом регионе деревянную куклу часто изображают в виде какого-либо исторического или сказочного персонажа: царевна Несмеяна, Снегурочка, Василиса Прекрасная. Их головные уборы и наряды бывают различны, что очень привлекает детей.

Ковровская игрушка.



Ковровская глиняная игрушка основана уроженкой города Коврова – Ниной Павловной Барановой, на основе глубоких традиций Ковровского края. Исторически обусловленная потребность возвращения и сохранения истоков родной культуры явилась предпосылкой возрождения традиционного ремесла.

Изготовление глиняной игрушки – это коллективное творчество, обмен идеями, учёт индивидуальных особенностей мастера, соревновательность – на выдумку, на мастерство. Обговаривается, обсуждается буквально всё, вплоть до деталей. Но зато в итоге получается такая вещь, с которой жалко расставаться. Далее по ссылке .

Птица счастья


Птица счастья – это игрушка, выполненная из дерева, в виде птички. Еще ее называют Северной птицей, Архангельской, деревянной птицей или Поморским голубком. Считается, что она символ семейного счастья и благополучия.
Место происхождения резного, деревянного промысла – территория Архангельской губернии, в состав которой в 20 веке входили земли современных Мурманской, Архангельской областей, некоторые районы республики Карелия и Ненецкого автономного округа (Поморье). Историки в своих работах упоминали, что в 19 веке деревянная птичка, подвешенная к потолку, была обязательной деталью любого дома. Такие игрушки изготавливали поморские жители и мурманские ремесленники. Детям будет интересно послушать древнюю легенду о том, как появилась птица счастья. Однажды морозной зимой, примерно 300 лет назад, в одной деревне Архангельской губернии от болезни умирал маленький мальчик. Родители отчаялись вылечить своего сына, т.к. никакие лекарства и лечебные травы не помогали, а врачи и знахари были бессильны. Папа мальчишки «щепил лучину» когда сын спросил его: «Папа, а когда придет весна?». На что отец ответил: «Когда прилетят птички, так и наступит весна». «Вот когда прилетят птички, тогда и я пойду на поправку» – сказал мальчик и крепко уснул, измотанный болезнью. И тогда у отца возникла идея – вырезать птичку из дерева. Сразу же он принялся за работу: вырубил туловище птицы и тонкие деревянные перышки, которые собрались в пышное оперение. Дивную птицу было решено повесить над кроваткой больного ребенка. На удивление, мальчик пошел на поправку, ежедневно наблюдая полет пышноперой птицы, разглядывая тени, которые она отбрасывала своими резными крыльями – не иначе, как чудо! С тех пор, птицу счастья подвешивают над колыбелькой: пусть кроха любуется прекрасным узором, а птица размахом своих крыльев будет защищать малыша от бед и несчастий. Русский писатель Михаил Пришвин писал: «Я в чистой комнате зажиточного помора. Посреди неё свешивается вырезанный из дерева, окрашенный в сизую краску голубок», много раз в своих произведениях автор заостряет свое внимание на необычном украшении домов поморских жителей. Поморский старообрядческий голубь – это элемент этнических и религиозных верований поморских народов. Птицу счастья, как семейный оберег подвешивали в красном углу деревянной комнаты, рядом с обеденным столом. По вечерам, когда семья собиралась вместе за ужином, на стол ставили большой самовар, от горячего пара резная птица начинала медленно кружиться вокруг своей оси, как будто «осматривая свои владения».

Каргопольская игрушка



Каргопольская игрушка на сегодняшний день является сувенирной продукцией, отличающейся природным своеобразием, и несущим в себе богатейшую историю северных народов. Название этой игрушки произошло от названия местности в Архангельской области. Город Каргополь и все окружающие его деревни являются настоящей родиной этой удивительной глиняной игрушки. Суровые края, расположенные в дремучих лесах, с непроходимыми топкими болотами вокруг, богатейшие самым доступным материалом – красной глиной, издревле славились талантливыми гончарами.
Северные крестьяне в свободное от сельскохозяйственных работ время и в зимний период, садились за гончарный круг, порою целыми семьями, и работали над созданием глиняных изделий, изготовление которых являлось дополнительным средством к существованию. Известны имена таких талантливых гончаров, как Дружинин И.В. и Бабкина У.И. Музеи в первую очередь приобретали работы мастера Дружинина И.В., его игрушки славились и считались классическими. Бабкина У.И. – это единственный человек, кто в период 50-х годов хранил традиции народного искусства. Благодаря ей на Каргопольскую игрушку вновь было обращено внимание, и в Союзе художников был рассмотрен вопрос о возрождении почти целиком утраченного промысла.
Далее по ссылке .

Матрешка Меземская.



Жбааниковская игрушка.







Жбанниковская игрушка – это свистулька в форме пирамиды на трех ножках-основаниях. Популярные персонажи жбанниковской игрушки – конь, баран, бык, петух, птица Сирин, воины, всадники, гармонисты, различные сказочные и вымышленные персонажи.
Описание игрушки
Технология изготовления свистулек проста. Из небольшого куска глины мастер изготавливает небольшую миниатюрную игрушку, которая помещается на ладони. Внутри игрушки делается небольшая полость, снизу по краям крепятся небольшие округлые ножки. Далее, самое сложное, создается сама фигурка, глину необходимо вытянуть наверх и сформировать голову будущего персонажа, вылепить ушки, рожки или головной убор. Когда фигурка готова, мастер с помощью палочки-стека делает свисток. Каждая глиняная игрушка требует обжига, для этого раньше использовали печи или выкапывали яму или просто обжигали фигурку в костре. Сегодня используются современные шахтные печи.

Жбанниковские свистульки – это не просто детские игрушки, часто такие свистульки использовали на ярмарках в качестве зазывал. Такие свистульки имели чистый и громкий свист: услышав такой звук, покупатель просто не мог не остановиться перед торговой палаткой. Другое назначение свистульки – символическое. Игрушки изготавливали в качестве оберегов. В древности люди верили, что звук игрушки отпугивает нечистую силу и приносит в дом уют и счастье, а форма игрушки в виде пирамиды символизирует изобилие. Кроме того, в зависимости от конкретного персонажа изменялся и символизм игрушки: свистулька-утка должна была привлечь плодородие, курочка – богатство, корова точно приносила здоровье и т.д. Большое значение было уделено и цвету игрушки: белый символизировал жизнь, красный – тепло и любовь, синий – небо, черный – плодородие, золотистый – материальный достаток. Для того, чтобы каждая игрушка сочетала в себе как можно больше благоприятных символов, мастера делали игрушки очень яркими и цветастыми. Туловище полностью выкрашивали в один тон, чаще всего в темный оттенок, а затем «тычками» наносили россыпь точек и пятен другого контрастного оттенка. С помощью простого метода нанесения ярких красок на тельце фигурки создавались настоящие художественные шедевры. Раньше для нанесения рисунка использовали кусочки ткани или же делали это пальцами, сегодня мастера используют кусочки поролона. Нередко на жбанниковских игрушках можно увидеть элементы хохломской росписи и цветочные рисунки. Сочетание красок в жбанниковской игрушке всегда выглядит причудливо и оригинально. Некоторые части рисунка покрывают золотистой или серебряной краской. Основные цвета, которые используются при росписи игрушек: красный, желтый, зеленый, голубой, белый. Таким образом, жбанниковская игрушка выделяется на фоне иных изделий народных промыслов. Раньше для росписи игрушек мастерами использовались масляные краски, сегодня широкое применение получили темперные. В завершении игрушку окрашивали бесцветным лаком. Секреты мастерства создания игрушек и художественной росписи часто передавали из поколения в поколение. Далее по ссылке


ИГРЫ  И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий